Как совершается Крещение в Русской Православной Церкви?

Как совершается Крещение в Русской Православной Церкви?

Во время крещения крещаемые и восприемники должны следить за тем, как молится священник, и совершать вслед за ним крестное знамение.

Первая молитва, которая читается над крещаемым, это молитва наречения имени. В абсолютном большинстве случаев к крещению приступают уже названные, имеющие имя взрослые или младенцы, но это не исключает саму молитву, учитывая её глубокий духовный смысл. Имя утверждает единственность и неповторимость личности человека. После совершения таинства Крещения святой, в честь которого назван человек, становится его Небесным Покровителем. При крещении Бог дарует человеку также Ангела Хранителя. Ангел Хранитель – бесплотное духовное существо. Он защищает крещёного человека в течение всей его земной жизни от злых сил и помогает в добрых делах.

После молитвы наречения имени совершается чин запрещения и изгнания нечистых духов. Церковный  опыт подтверждает, что демонические силы имеют возможность воздействовать на человека, поэтому в крещальном обряде прежде всего совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Для этого крещаемый поворачивается в сторону запада (в сторону, противоположную алтарю) и священник спрашивает его: «Отрицаешься ли ты сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его и всея гордыни его?» В ответ крещаемый должен сказать: «Отрицаюся». Священник повторяет этот вопрос второй и третий раз, на что следует тот же ответ: «Отрицаюся».

Далее священник спрашивает: «Отрекся ли еси ты сатаны?» То есть человек должен подтвердить, что он сознательно выбрал свой жизненный путь и навсегда отрекается от сатаны, для чего говорит: «Отрекохся». Этот вопрос также задаётся трижды, и трижды произносится ответ. Затем человеку предлагается наглядно продемонстрировать своё отречение от сатаны и пренебрежение к нему. «И дуни и плюни на него», – говорит священник. В знак разрыва с сатаной человек дует и плюёт, тем самым подтверждая, что отныне его сердце принадлежит только Богу.

После такого отречения священник поворачивает крещаемого лицом к востоку, то есть к алтарю, и спрашивает: «Сочетаваешься ли Христу?» Что означает: «Соединяешься ли со Христом?» Крещаемый говорит: «Сочетаваюся». Этот вопрос и ответ повторяются во второй и третий раз. После чего священник усиливает вопрос: «Сочетался ли еси Христу?». И крещаемый говорит: «Сочетахся». То есть несмотря на то, что человек ещё не крещён, он окончательно решил соединиться со Христом и обещает это. И тогда священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?». Крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу». При крещении младенцев на вопросы священника отвечают восприемники – крёстные.

Затем крещаемый читает Символ веры. Если крещение совершается над младенцем, Символ веры должен прочитать его восприемник. Крёстный, воспринимающий младенца от купели из рук священника, берёт на себя обязанность воспитывать своего крестника в православном благочестии и чистоте. Ответ за него он даст Богу на Страшном суде.

После прочтения Символа веры священник облачается в белые одежды и приступает к освящению воды в купели. После того, как вода освящена, она помазуется елеем (маслом). Затем елеем помазуется тело крещаемого: лоб, грудь, уши, руки, ноги. Крещаемым нужно заранее подготовиться: необходимо, чтобы эти части тела были доступны для помазывания елеем. И наконец священник трижды погружает крещаемого в купель с водой. Во многих храмах для крещения выстроены крестильни (так называемые баптистерии) или приспособлены специальные ёмкости для полного погружения, а там, где их нет, крещение проводится не погружением, а омовением водой из купели. В любом случае нужно заранее приготовить простыню или полотенце, чтобы обтереться.

При погружении (омовении) священник произносит слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь (первое погружение-омовение); и Сына, аминь (второе); и Святаго Духа, аминь (третье)». Сразу же после этого священник облачает новокрещёного в белую сорочку (если крещаемый её приготовил) и надевает нательный крестик.

Миропомазание – самостоятельное таинство, хотя и подготовленное Крещением. Оно совершается обычно сразу же после троекратного погружения в купель. Во время таинства Миропомазания при помазании частей тела святым миром (специально приготовленным и освящённым ароматическим веществом) человеку сообщается благодать, помогающая ему встать на путь духовной жизни. Священник помазывает святым миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги, произнося тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Вслед за Миропомазанием священник вместе с новокрещёными и восприемниками, держащими в руках свечи,  трижды обходит вокруг крещальной купели, воспевая стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» (трижды). Затем читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 6, 3–11)  и отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 28, 16–20). После этого с тела новокрещёного специальной губкой смывается святое миро.

Одним из завершающих этапов крещения является чин пострижения волос. Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Остриженные волосы священник собирает, закатывает в комочек воска и опускает в купель.

Заканчивается таинство Крещения прошением о «мире, здравии и о спасении рабов Божиих». После чего совершается чин воцерковления. Читается специальная молитва, после которой священник подносит новокрещёного младенца к Царским вратам и, если младенец мужского пола, вносит его в алтарь, если женского – прикладывает к иконам Спасителя и Божией Матери. Взрослые новокрещёные делают это самостоятельно.

 

 Как совершать крестное знамение?

– Для совершения крестного знамения три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) слагаются вместе, а два других (безымянный и мизинец) пригибаются к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают два естества Иисуса Христа: Божие и человеческое.

Сложенные три пальца полагаются на лоб с мысленным произнесением слов «Во имя Отца» (чтобы Господь освятил ум), затем на пояс со словами «и Сына» (для освящения внутренних чувств), затем на правое и левое плечо со словами «и Святаго Духа. Аминь» (для освящения сил). В тех случаях, когда это положено, совершается поклон. При этом поклон совершается после завершения крестного знамения, а не одновременно с ним (не нужно «ломать» крест). Крестное знамение совершается всегда во время молитвы.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь, выражая этим нашу веру в пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. (Из Закона Божия прот. Серафима Слободского).

– Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб для освящения нашего ума, на чрево (живот) для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения наших сил телесных.

 

Только ли священник может совершать Крещение?

– Крещение – это единственное таинство, которое в исключительных случаях может совершить любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Например, при смертельной опасности для  человека, когда невозможно пригласить священника или диакона. Если при крещении были правильно произведены действия (троекратное погружение) и правильно произнесена крещальная формула: «Крещается раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) во имя Отца (погружение или обливание водой), аминь. И Сына (погружение или обливание водой), аминь. И Святаго Духа (погружение или обливание водой), аминь», то такое крещение считается действительным и не повторяется, нужно будет только совершить таинство Миропомазания.