Пост – это усилие над собой

Иерей Валериан: Рассуждение – высшая добродетель. Именно она помогает определить, что когда лучше сделать. Можно ведь и доброе дело совершить не вовремя. Важно понимать, что совершенное доброе дело – только свыше. Нужно отказаться от своеволия даже в добром деле. Однако мы часто путаем понятия и от рассуждения скатываемся в осуждение.

Можем ли мы, не осуждая человека как личность, останавливать его злые поступки?

Иерей Валериан: Зло, конечно, мы должны останавливать. Так, родители должны пресекать зло в детях, уполномоченные органы в государстве должны изолировать преступников от общества. Несмотря на то, что в человеке Богом заложено только добро, после грехопадения люди стали уязвимы ко злу.

В Евангелии наглядно представлены два вида реакции на пресечение злых поступков: два разбойника, казнённых рядом с Иисусом. Один роптал, настаивал на своей воле и остался рабом греха, а другой смирился, искал волю Божию и первым вошёл в Рай. Человек свободен, поэтому Господь не управляет им, а даёт возможность испытать последствия своих поступков. Господь наказывает не из-за ненависти, а для вразумления. Он даёт нам то, что действительно нам полезно. Как больной зуб лечат до тех пор, пока он живой, а как сгниёт – вырывают. Лечение всегда болезненно.

Как распознать, смирился ли ты?

Иерей Валериан: Как говорят святые отцы, словами описать смирение невозможно. Хорошо ребёнку – смирению его учат родители, хорошо жёнам – смирению их учат мужья. Но как принимать взрослые ответственные решения, оставаясь смиренным? Искать Божию волю всегда, всегда спрашивать себя, согласно ли моё решение с Евангелием. Молитва и исполнение заповедей – способ направить душу к Богу. В этом смысле молитва Оптинских старцев – прямой путь к умной молитве.

Итак, давайте подведём итоги. Какие задачи стоят перед нами в пост?

  • Не следовать бездумно внешним стандартам, а узнавать свои реальные желания, мотивы своих поступков.
  • Узнавать свои немощи, соизмерять с ними свои силы.
  • Осознавать свои страсти и бороться с ними.
  • Читать и перечитывать Священное Писание и труды святых отцов.
  • Учиться молиться. Перечитать главы о молитве Игнатия Брянчанинова в книге «Аскетические опыты», «Четыре слова о молитве» Феофана Затворника.
  • Следить за своей речью, ведь словами мы творим мир вокруг себя.

 Текст подготовила Ангелина.

P.S.: Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.