Пост – это усилие над собой

Иерей Валериан: Сложно определённо сказать, назвать признаки, ведь с этапа на этап переводит Господь. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».

Важно помнить, что даже достигнув второй ступени, мы можем упасть. Любая молитва – это усилие. Когда вы достигли умной молитвы, важно сохранить бдительность, не допустить состояния прелести, когда кажется, будто сами ангелы несут вашу молитву к Богу. Поэтому во всём нужно смирение! В этом плане регулярные утренние и вечерние молитвы, еженедельное участие в литургии – наш «непотопляемый запас», по словам Паисия Святогорца. Без этого никакого духовного роста быть не может: мы должны подводить итоги дня, итоги недели.

Получается, что пост – работа над собой?

Иерей Валериан: Это усилие над собой. Например, простить грех ближнего против тебя своими силами невозможно. Только если молишься, Господь указывает на ту страсть, которая мешает простить. Первая заповедь о «блаженных нищих духом» на практике проявляется в том, что мы учимся не обижаться на того, кто нас ругает, затем учимся не реагировать на то, когда нас хвалят. Так, святого Николая хвалили, а он сбежал от славы в другой город.

Как соблюдать пост, живя в светском обществе? Если ли какие-либо стандарты?

Иерей Валериан: Стандартов нет! Нет общей задачи оптимизации процессов. Так, кому-то полезно изолироваться от общества на время поста, потому что общение рассеивает его внимание, отвлекает от молитвы, а кому-то, наоборот, не полезно, т.к. у него развивается тщеславие. А кто-то понимает, что изоляция ему будет полезна, но ради кого-то жертвует своим вниманием, чтобы донести слово Божие до людей. Всё зависит от веры и мотивов поступка. Нужно всегда осознавать мотивы, которые нами движут.

Это сложно…

Иерей Валериан: Да, сложно, потому что мы естественным образом ошибаемся, но важно из наших падений извлечь уроки и помнить, что если у нас нет милосердия, то все внешние подвиги тщетны. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Авва Дорофей говорил, что проблема не в том, что вы сорвались, а в том, как выбрались. Апостол Павел писал: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 4:25). Кто-то во время неудачи начинает кричать, у кто-то всё кипит внутри, а у кого-то – сердце спокойное и тишина в душе.

Чем отличается рассуждение от осуждения?