Святыни нашего прихода

Иверская икона Божией Матери

 

   Ikona B.M.Каждого входящего в наш храм человека  встречает добрый, исполненный любви взгляд Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, со святой ее иконы Иверской – самой большой иконы храма.

    Ее необыкновенную историю рассказала прихожанка нашего храма Татьяна Петровна Егорова. Написана икона на кипарисовой доске, на св. горе Афон в Греции,  в монастыре св. Пантелиимона в 1909 году, специально для храма в далекой Сибири.  В 1930-х годах, когда многие храмы в советской России были разорены, дед Татьяны Петровны,  Василий Кириллович Кондрюков, живший в селе Малый Чик, поехал в лес на заготовку дров для школы. Лошадь вдруг странно заскользила и оступилась. Василий Кириллович слез с телеги и обмер – прямо на дороге лежала храмовая икона! Он отправился в сельсовет спросить, что делать с иконой и получил ответ: что хочешь, то и делай,  можешь на дрова пустить. С тех пор икона стояла в доме Кондрюковых и перед ней каждый день молилась бабушка Евдокия Степановна, а рядом играли внучки Галя и Таня.

    Из Чика семья переехала в Новосибирск. В то время икона в доме была большой редкостью, опасно было открыто исповедовать веру. Икону поставили за шкаф, и тут же с ней началось твориться что-то неладное: стала вспучиваться и отслаиваться поверхность красок. Когда икону поставили на прежнее место, поврежденные краски восстановились. Однажды пламя лампадки перекинулось на икону и опалило её – эта отметина так и осталась на иконе Пресвятой Богородицы.

       Прошли годы после смерти бабушки и в 1995 году напротив дома, где жили внучки Кондрюковых, открылся православный приход во имя преподобного Серафима Саровского. Побывав в приходе, Татьяна Петровна каждый день просыпалась с мыслью о том, что икону нужно отдать в храм. 9 января 2000 года икону передали в наш храм.

 

Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

Афонская икона Божией Матери «Достойно есть» подарена храму во имя прп. Серафима Саровского

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подарил приходу храма во имя преподобного Серафима Саровского икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), написанную в 1911 году на Афоне.
Подарок вручён 26 июня, спустя два дня после празднования иконы, которое отмечается ежегодно 24 июня (11 июня по старому стилю).

На обратной стороне иконы отпечатана надпись (в переводе на русский – прим. ред.): «Икона сея написана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в благословение христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию припадающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Её образом».

 

Икона великомученика Георгия  Победоносца 

IkonaG.P       Еще одна история связана с семьей Кондрюковых-Егоровых. Некий коллекционер икон подарил Татьяне Петровне небольшую икону Георгия Победоносца на коне. Икона была не очень старой, но в левом верхнем углу было темное серое пятно, не позволявшее понять, что там написано. Татьяна Петровна пожертвовала эту икону в наш храм, где ее повесили над дверным проемом. Однажды, придя в храм, Татьяна Петровна радостно обнаружила икону отреставрированной и спросила послушника Аркадия, кто выполнил реставрацию. Тот ответил, что икону никто не трогал. Татьяна Петровна не поверила своим глазам и привела своего мужа и сослуживцев посмотреть на икону — все подтвердили факт обновления. В левом верхнем углу иконы полностью очистился лик и благословляющая десница Спасителя, а за фигурой святого Георгия стали просматриваться очертания города. Дивны дела Твоя, Господи!

 

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери 

   В декабре 2019 года приходу прп. Серафима Саровского подарена Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. После снятия оклада и реставрации, в ноябре 2021 года, икона размещена в храме.

   Историей обретения иконы поделилась прихожанка храма Галина Фёдоровна Талюкина. В 1980-х годах её сестра поселилась с семьёй в городе Шуя Ивановской области. По соседству жила бабушка, которая однажды и одарила женщину старинной иконой Божией Матери, рассказав, что реликвия ей досталась от отца – современника трагических событий 1922 года в Шуе. В тот год большевики приступили к насильственному изъятию из храмов церковных ценностей, в результате которого были убиты несколько человек.

 Более тридцати лет Шуйская-Смоленская икона Божией Матери оставалась в доме сестры Галины Фёдоровны, воспринимавшей реликвию как предмет церковного искусства. В 2019 году, накануне переезда в другую страну, женщина отправила икону сестре в Новосибирск. «Когда посылку привезли в квартиру и распаковали, я несколько дней искала для иконы место в доме и не могла найти. Вдруг я поняла: эта икона должна быть в храме!» – рассказала Галина Фёдоровна, подарившая святыню приходу.

   Первая Шуйская-Смоленская икона Божией Матери была написана в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи, где в те времена свирепствовала моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили одному благочестивому иноку написать образ Смоленской Божией Матери, издревле бывшей спасительницею русских людей от врагов и бед. Несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа: ступня правой ножки вставала на колено левой, пяточку Он поддерживал левой рукой. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, иконописец счёл это проявлением Промысла Божия. Когда икона была написана, её перенесли в церковь. С того времени моровая язва начала утихать. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений. В 1922 году, во времена гонений на Церковь в Шуе, чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма и с тех пор ее местонахождение неизвестно.

   Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

 

Икона преподобного Алексия

alexiyПреподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу, поэтому он тайно ушел из дому. Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги нищим. Алексий жил при церкви Пресвятой Богородицы, питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Когда люди узнали о праведнике и стали почитать его, Алексий, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим, откуда был родом. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца.

Через семнадцать лет Алексий был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родных. В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417 гг.) в присутствии императора Гонория (395 – 423 гг.). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи святого.

Икона с частицей мощей преподобного Алексия подарена храму прп. Серафима Саровского в ноябре 2016 года благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным.

Святые мощи жен Дивеевских

   pr.Aleksandra Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова.

Конец 1720-х – начало 1730-х, Переславль-Рязанский (в н.в. – Рязань) – 13 июня 1789, Дивеево, Нижегородская губерния. Основательница Дивеевской монашеской общины. Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь. Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.

    На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.

   После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.

    Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

            Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось. В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу. Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия ииеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

        Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

      26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского, о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители. После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастырясвятые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы. 6 марта 2009 года в монастырь был возвращён портрет матушки Александры.

    prp_MarfaПреподобная Марфа Дивеевская, в миру – Мария Семеновна Милюкова. Поступила в общину в 1823 году. Происходила она из бедной крестьянской семьи. Милюковы отличались особой набожностью и богобоязненностью. Старшая сестра Марии Прасковья первая поступила в Дивеевскую обитель. Однажды, когда Прасковья собралась посетить в Сарове преподобного Серафима Саровского, попечителя Дивеевской общины, тринадцатилетняя Мария упросила сестру взять ее с собой. Великому старцу открылось предназначение Марии, и он благословил её остаться жить в Казанской общине. Своим послушанием Марфа превосходила многих сестер общины. Беспрестанно возносила она молитвы и была почти молчальницей: смиренно отвечала лишь на самые необходимые вопросы. Проникшись заповедями преподобного Серафима Саровского, даже платок она повязывала так, чтобы не видеть ничего по сторонам, а только путь под ногами – дабы не соблазняться и не развлекаться мыслями.

       Батюшка Серафим очень любил кроткую Марию, посвящая во все духовные тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она удостоилась присутствовать при молении Старца о создании по повелению Божией Матери Мельничной обители. Видя ее суть – «избранный сосуд благодати Божией», он самолично тайно постриг ее в схиму – высшую степень монашества.
Рассказы сестер Дивеевской общины сохранили для нас словесный портрет Марии Семеновны: была она высокого роста и привлекательной наружности – с продолговатым, белым и свежим лицом, светло-русыми волосами и голубыми глазами.

В течение четырех лет трудилась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой Мельничной обители. Вместе с ним и другими сестрами заготавливала столбы и лес для мельницы, молола муку и выполняла другие послушания, носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Серафим Саровский так описывал эти труды Марии: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камушков-то и с молитвой на устах, молча, возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!»

Скончалась Мария Семеновна, схимонахиня Марфа, 21 августа 1829 года (по старому стилю), ей было тогда девятнадцать лет. Во время отпевания ее старшей сестре, старице Прасковье Семеновне, было видение: увидела она в царских дверях Богородицу и Марию Семеновну, стоявших на воздухе. Преподобный Серафим объяснил это видение так: мол, Господь и Царица Небесная захотели прославить Марию: «А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то отдуха ее было бы многим исцеление!» А Ивану, брату преставившейся, святой чудотворец заповедовал, что Мария теперь за весь род Милюковых перед Господом заступница, и, проходя мимо ее могилы, следует поклониться и молвить: «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!» Также Серафим Саровский сказал о том, что со временем мощи схимонахини Марфы будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления. В 2000 году схимонахиня Марфа причислена клику местночтимых святых Нижегородской епархии, и ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре. Определением Архиерейского собора, состоявшегося в октябре 2004 года, преподобная Марфа Дивеевская причислена клику общецерковных святых.

prp_Elena     Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии. В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.

Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный Серафим Саровский благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась. Провидя это духом, святой Старец посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли. 26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима, Были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы.  22 декабря 2000 года состоялось её прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских. По молитвам преподобной Елены Дивеевской совершаются чудеса исцеления от болезней ног, суставов, зубной и головной боли, душевных расстройств и других заболеваний.

   bl. PelageiaБлаженная Пелагия (1884). Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Когда молодые супруги побывали у преп. Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру». После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь.

     Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду — что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости.

Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/11 февраля 1884 года. 31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании.

bl. Paraskeva     Блаженная Параскева (1915).  За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. В миру она носила имя Ирина Ивановна. Родилась в начале XIX века в с. Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. После смерти мужа Ирину взяли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Вскоре прислуга оклеветала ее перед господами в краже, и они отдали ее на истязание солдатам. Не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей.

30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Рассказывали, что вид ее в те годы был как у Марии Египетской: худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости. Поселилась Прасковья Ивановна в Дивееве в 1884 году сначала у клиросных, потом в домике у монастырских ворот. Она стала очень чистоплотной и полюбила порядок. Одевалась, как дитя, в яркие сарафаны.

Когда Леонид Михайлович Чичагов, еще будучи блестящим полковником, впервые приехал в Дивеево, блаженная Паша предсказала ему, что он скоро станет священником. Он вскоре решил собрать материал о святой жизни старца Серафима, о сложном пути становления обители. Так возникла книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1903 году, после торжеств прославления преп. Серафима, Государь Николай II посетил Дивеево и был с Государыней в келье у Паши Саровской. Перед приходом гостей она велела вынести все стулья и усадила Царскую Чету на ковер. Прасковья Ивановна предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, разгон Церкви и море крови.

Скончалась блаженная Прасковья Ивановна 24 сентября/5 октября 1915 года в возрасте около 120 лет. 31 июля 2004 года блаженная старица была причислена к лику местночтимых святых, а в октябре 2004 года было благословлено ее общецерковное почитание.

      blj_MariyaБлаженная Мария (1931). Мария Захаровна Федина была родом из Тамбовской губернии. Родилась она около 1870 года. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости.

     В день смерти Прасковьи Ивановны, 22 сентября/5 октября 1915 года, монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда».

     Тотчас за Марией Ивановной послали, и с тех пор она окончательно поселилась в Дивееве. Свой духовный подвиг блаженная Мария Ивановна несла в страшные годы революционных переворотов, войны, голода и коллективизации. В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой. В 1931 году ее подвергли аресту, но вскоре отпустили. Умерла она во время страшной грозы 26 августа/8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово. 31 июля 2004 года блаженная старица Мария Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а с октября 2004 года началось ее общецерковное почитание.

 

 

 

Добавить комментарий