Таинство Крещения

Таинство Крещения в приходе прп. Серафима Саровского совершается по субботам в 15:00. За неделю до Крещения, в воскресенье в 15:30,  необходимо посетить беседу о православной вере. Перед Крещением, в пятницу после вечернего богослужения (около 18:30), исповедоваться.

Организационные вопросы можно задать по тел. 351−04−62, эл. почте по адресу serafimnsk@yandex.ru  или в группе прихода в сети «Вконтакте».

 Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную.

Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святаго Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Утешитель всегда будет хранить тебя, будет пещись о тебе, как о своем воине, и тогда, когда ты входишь, и тогда, когда исходишь, и когда зло умышляют против тебя. Он сообщит тебе всякого рода дары, если грехами ты не оскорбишь Его. Ибо написано: не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4, 30). (Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (386)).

Крестившимся в Соборной Церкви крещением дается таинственно благодать и живет в них сокровенно; потом же по мере делания заповедей и мысленной надежды, открывается в верующем, по слову Господню: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 38-39). Твердо верующим Дух Святой дается тотчас в крещении; но мы сами оскорбляем и угашаем Его в себе. Почему заповедует апостол: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19), не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4, 30). (Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)).

При крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении, сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещенного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны. При крещении человек облекается во Христа. При крещении все человеки получают равенство, потому что достоинство каждого христианина есть одно и то же. Оно — Христос. Достоинство это бесконечно велико, в нем уничтожается всякое земное различие между человеками.

Крещеный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновленному, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеке по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет не изменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободное небо от облаков. Напротив того, делая по крещении зло, доставляя деятельность падшему естеству, оживляя его, человек теряет более или менее духовную свободу: грех снова получает насильственную власть над человеком; диавол снова входит в человека, соделывается его владыкой и руководителем. Последование своему падшему естеству, последование его разуму и воле, есть деятельное отвержение Христа и дарованного Им обновления при Крещении.

Крещенный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови, как бы ни казались эти ощущения добрыми: от него принимаются только те добрые дела, к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие, которые принадлежат естеству, обновленному Христом. (Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)).

 Сколько раз можно креститься?

– Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

 Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

 Что необходимо для Крещения?

– Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. (Святитель Игнатий Брянчанинов. (1807-1867)).

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Перед Крещением надо познакомиться с основами Православной веры, с «Символом веры», с молитвами «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые сейчас проводятся во многих храмах.

Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик и полотенце.

 Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Для того, чтобы окрестить ребенка надо узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик (желательно на ленточке), крестильную рубашку или пеленку, а также полотенце. Для младенцев обязательны крестные, которые должны быть крещеными и верующими.

Обязательны ли крестные?

– Для детей до 12 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых, произносят вместо них Символ веры и другие необходимые ответы, впоследствии обучают православной вере и крестников (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник). Крёстный, воспринимающий младенца от купели из рук священника, берёт на себя обязанность воспитывать своего крестника в православном благочестии и чистоте. Ответ за него он даст Богу на Страшном суде. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его к Крещению.

 Кто может быть крестным?

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

 

Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) отпавшие от Церкви (регулярно не причащающиеся), представители иной религии или атеисты.

4) муж и жена – у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

 

Как совершается Крещение в Русской Православной Церкви?

Во время крещения крещаемые и восприемники должны следить за тем, как молится священник, и совершать вслед за ним крестное знамение.

Первая молитва, которая читается над крещаемым, это молитва наречения имени. В абсолютном большинстве случаев к крещению приступают уже названные, имеющие имя взрослые или младенцы, но это не исключает саму молитву, учитывая её глубокий духовный смысл. Имя утверждает единственность и неповторимость личности человека. После совершения таинства Крещения святой, в честь которого назван человек, становится его Небесным Покровителем. При крещении Бог дарует человеку также Ангела Хранителя. Ангел Хранитель – бесплотное духовное существо. Он защищает крещёного человека в течение всей его земной жизни от злых сил и помогает в добрых делах.

После молитвы наречения имени совершается чин запрещения и изгнания нечистых духов. Церковный  опыт подтверждает, что демонические силы имеют возможность воздействовать на человека, поэтому в крещальном обряде прежде всего совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Для этого крещаемый поворачивается в сторону запада (в сторону, противоположную алтарю) и священник спрашивает его: «Отрицаешься ли ты сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его и всея гордыни его?» В ответ крещаемый должен сказать: «Отрицаюся». Священник повторяет этот вопрос второй и третий раз, на что следует тот же ответ: «Отрицаюся».

Далее священник спрашивает: «Отрекся ли еси ты сатаны?» То есть человек должен подтвердить, что он сознательно выбрал свой жизненный путь и навсегда отрекается от сатаны, для чего говорит: «Отрекохся». Этот вопрос также задаётся трижды, и трижды произносится ответ. Затем человеку предлагается наглядно продемонстрировать своё отречение от сатаны и пренебрежение к нему. «И дуни и плюни на него», – говорит священник. В знак разрыва с сатаной человек дует и плюёт, тем самым подтверждая, что отныне его сердце принадлежит только Богу.

После такого отречения священник поворачивает крещаемого лицом к востоку, то есть к алтарю, и спрашивает: «Сочетаваешься ли Христу?» Что означает: «Соединяешься ли со Христом?» Крещаемый говорит: «Сочетаваюся». Этот вопрос и ответ повторяются во второй и третий раз. После чего священник усиливает вопрос: «Сочетался ли еси Христу?». И крещаемый говорит: «Сочетахся». То есть несмотря на то, что человек ещё не крещён, он окончательно решил соединиться со Христом и обещает это. И тогда священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?». Крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу». При крещении младенцев на вопросы священника отвечают восприемники – крёстные.

Затем крещаемый читает Символ веры. Если крещение совершается над младенцем, Символ веры должен прочитать его восприемник. Крёстный, воспринимающий младенца от купели из рук священника, берёт на себя обязанность воспитывать своего крестника в православном благочестии и чистоте. Ответ за него он даст Богу на Страшном суде.

После прочтения Символа веры священник облачается в белые одежды и приступает к освящению воды в купели. После того, как вода освящена, она помазуется елеем (маслом). Затем елеем помазуется тело крещаемого: лоб, грудь, уши, руки, ноги. Крещаемым нужно заранее подготовиться: необходимо, чтобы эти части тела были доступны для помазывания елеем. И наконец священник трижды погружает крещаемого в купель с водой. Во многих храмах для крещения выстроены крестильни (так называемые баптистерии) или приспособлены специальные ёмкости для полного погружения, а там, где их нет, крещение проводится не погружением, а омовением водой из купели. В любом случае нужно заранее приготовить простыню или полотенце, чтобы обтереться.

При погружении (омовении) священник произносит слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь (первое погружение-омовение); и Сына, аминь (второе); и Святаго Духа, аминь (третье)». Сразу же после этого священник облачает новокрещёного в белую сорочку (если крещаемый её приготовил) и надевает нательный крестик.

Миропомазание – самостоятельное таинство, хотя и подготовленное Крещением. Оно совершается обычно сразу же после троекратного погружения в купель. Во время таинства Миропомазания при помазании частей тела святым миром (специально приготовленным и освящённым ароматическим веществом) человеку сообщается благодать, помогающая ему встать на путь духовной жизни. Священник помазывает святым миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги, произнося тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Вслед за Миропомазанием священник вместе с новокрещёными и восприемниками, держащими в руках свечи,  трижды обходит вокруг крещальной купели, воспевая стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» (трижды). Затем читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 6, 3–11)  и отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 28, 16–20). После этого с тела новокрещёного специальной губкой смывается святое миро.

Одним из завершающих этапов крещения является чин пострижения волос. Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Остриженные волосы священник собирает, закатывает в комочек воска и опускает в купель.

Заканчивается таинство Крещения прошением о «мире, здравии и о спасении рабов Божиих». После чего совершается чин воцерковления. Читается специальная молитва, после которой священник подносит новокрещёного младенца к Царским вратам и, если младенец мужского пола, вносит его в алтарь, если женского – прикладывает к иконам Спасителя и Божией Матери. Взрослые новокрещёные делают это самостоятельно.

Как выбрать имя для крещаемого?

– В Русской Православной Церкви принято давать крещаемым имена святых, включённых в  православный месяцеслов. Если имя, указанное в свидетельстве о рождении, отсутствует в месяцеслове, то священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Нередко в Русской Православной Церкви крестятся люди различных национальностей, названные в честь святых Поместной Церкви их исторической родины, которых нет в православном месяцеслове. В таком случае об этом, во избежание недоразумений во время крещения, нужно заранее сообщить священнику. В Православной Церкви, в отличие от Католической, не принято давать при крещении несколько имён. Из благоговения перед Господом в Православной Церкви не называют мужчин именем Иисус в честь Сына Божия. Не называют также женщин в честь Пресвятой Богородицы, а если и дают имя Мария, то в честь одной из святых с этим именем.

После совершения таинства Крещения святой, в честь которого назван человек, становится его Небесным Покровителем.

 

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

– Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

 Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родители не должны участвовать в таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели – это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

– В течение всего таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец – после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

 Только ли священник может совершать Крещение?

– Крещение – это единственное таинство, которое в исключительных случаях может совершить любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Например, при смертельной опасности для  человека, когда невозможно пригласить священника или диакона. Если при крещении были правильно произведены действия (троекратное погружение) и правильно произнесена крещальная формула: «Крещается раб Божий …», то такое крещение считается действительным и не повторяется, нужно будет только совершить таинство Миропомазания.

Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для таинства Крещения.

 Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Если таковое правило установлено в храме, в котором собираетесь крестится.

 От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

– На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия таинства от слова «крест» –  филологическая особенность нашего языка.

 Как совершать крестное знамение?

– Для совершения крестного знамения три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) слагаются вместе, а два других (безымянный и мизинец) пригибаются к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают два естества Иисуса Христа: Божие и человеческое.

Сложенные три пальца полагаются на лоб с мысленным произнесением слов «Во имя Отца» (чтобы Господь освятил ум), затем на пояс со словами «и Сына» (для освящения внутренних чувств), затем на правое и левое плечо со словами «и Святаго Духа. Аминь» (для освящения сил). В тех случаях, когда это положено, совершается поклон. При этом поклон совершается после завершения крестного знамения, а не одновременно с ним (не нужно «ломать» крест). Крестное знамение совершается всегда во время молитвы.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь, выражая этим нашу веру в пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. (Из Закона Божия прот. Серафима Слободского).

– Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб для освящения нашего ума, на чрево (живот) для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения наших сил телесных.

 

Источники: архимандрит Б. Холчев. Огласительные беседы с крещаемыми. Москва, 1991., митрополит Филарет Московский. Пространный катехизис. Москва, 1913., Огласительные беседы перед Крещением. Сост. В. Мельников. Новосибирск, 2015., а также материалы сайтов http://azbyka.ru,  http://www.ioann.ru, http://www.orthodoxy.com.ua

Добавить комментарий