Не всякое терпение полезно

Представляем вниманию читателей запись урока воскресной школы для взрослых, прошедшего 15 марта (Неделя Крестопоклонная). Занятия проводятся в церкви преп. Серафима Саровского каждое воскресенье после литургии в 11:15 и открыты для всех желающих.

 

Иерей Валериан: Сегодня началась Крестопоклонная седмица Великого поста. Что имел в виду Господь, говоря: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24)»? Как думаете, в чем заключается наше крестоношение?

— В терпении скорбей и неприятных обстоятельств жизни.

Иерей Валериан: Не всякое терпение полезно. Например, есть страстное, рождённое от своеволия терпение, когда мы терпим не из смирения, а из слабости, из хитрости, из страха. Терпение продуктивно, если мы видим причину наших скорбей в своих собственных страстях, которые и привели нас ко греху, если мы видим, что сами вырастили этот грех. Можно нашу душу сравнить с огородом, где сорняки – это грехи, совершенные под действием страсти, которые не нужно терпеть, а нужно вырывать и выкорчёвывать!

— Как же вырывать сорняки своей души? Исповедоваться?

Иерей Валериан: Исповедь – вершина покаяния, на исповеди мы каемся в конкретных грехах, но страсти внутри нас всё равно остаются. Вот на противодействие им и надо обращать своё внимание после исповеди, чтобы не действовать по страсти. В этом и заключается покаяние как перемена жизни. Поэтому покаяние как внимание к себе необходимо ежедневно и ежечасно. Например, хочется осудить или обвинить кого-нибудь в своей ошибке или в гневе покричать, но ты заставляешь себя промолчать и ищешь причину в себе – это есть противодействие страстям, от которого страсти постепенно слабеют и человек действительно находит причину в себе, начинает каяться, плакать и тогда от Господа приходит прощение: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5.4). Конечно, противодействовать своим страстям не сразу и не всегда получается, но это надо делать систематически, понемногу и каждый день. Вначале это трудно и непривычно, но постепенно будет вырабатываться навык покаяния, который со временем помогает контролировать себя и свои поступки. Например, ребёнок, когда учится ходить, может падать, всё его внимание сосредоточено на ходьбе, но со временем он уже перестаёт замечать, как всё это происходит.

Конечно, покаяние возможно только с помощью Божией. Наш крест – отказаться от самости, самонадеянности, желания чтобы всё было по-нашему. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5.3). Надо учиться узнавать и исполнять волю Божию, которая отражена в Священном Писании, в Божественных заповедях. В утренних или вечерних молитвах мы как бы об этом просим, но поступаем все равно по-своему, вернее, пытаемся так поступить. Например, своеволие родителей может выражаться в том, что они навязывают свое мнение детям. Конечно, у родителей есть определенные права и обязанности по воспитанию детей, но услышат ли дети родителей или нет, зависит от многих факторов. Например, от возраста ребенка, от важности советов, целей советов и, главное – насколько сами родители исполняют волю Божию и когда они начали Её исполнять. Или, если коротко, то нас слышат лишь тогда, когда это соответствует правде Божией (Мф.6.33). Часто родители думают, что раз они дают детям правильные советы, то те должны их тотчас же выполнять. Хочется всего и сразу. Но так редко бывает, особенно в наше время. Да, мы по мере наших сил и возможностей должны подготовить детей ко встрече с Господом, но сама встреча возможна только личная. Дети сами должны прийти к Богу и получить свой опыт Богообщения. В этом случае крестоношение родителей заключается в том, чтобы уважать волю ребёнка, принимать его таким, какой он есть, хотя и нужно при этом для его же пользы ограничивать действия его страстей (если еще не поздно), но без злобы и раздражения. И главное, терпеливо и смиренно молить Бога о его сохранении и спасении.

Добавить комментарий