Наше смирение позволяет Господу вести нас за собой

Представляем вниманию читателей запись урока воскресной школы для взрослых, прошедшего 1 февраля (Неделя о мытаре и фарисее). Занятия проводятся в церкви преп. Серафима Саровского каждое воскресенье после литургии в 11:15 и открыты для всех желающих.

Иерей Валериан: Мы читали сегодня Евангелие о мытаре и фарисее, о смирении и гордости. Какие у вас возникли вопросы по этому поводу?

— Что делать, когда понял, что у тебя нет смирения?

Иерей Валериан: Приобретать смирение! Хранить мир в душе и напоминать себе, как Оптинские старцы: «Во всех непредвиденных случаях на дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою». Принимать все обстоятельства, складывающиеся в жизни: на работе ли, дома ли.  Смиренный человек не может гневаться.

— Но порой так тяжело сдержать гнев, особенно на работе…

Иерей Валериан:  Чувство гнева  – свидетельство нашего своеволия. Когда что-то происходит не по-нашему. Своими силами справиться с ним нелегко. Когда тобой овладевает гнев,  нужно просить помощи у Господа и учиться принимать Его волю.

— Как принимать все обстоятельства, как понять волю Божию в случае, например, когда сгорела воскресная школа или храм? Значит ли это, что Богу не угодно, чтобы школа или храм были построены?

Иерей Валериан:  Нужно различать волю Божию и попущение Божие и делать выводы. Например, идёте вы по дороге и вдруг – упали в лужу. У вас есть выбор, как отнестись к подобной ситуации. Кто-то подумает: «Какие плохие дороги, администрация совсем не заботится о горожанах», а другой сделает такой вывод: «Как я замечтался, совсем под ноги не смотрю».  В первом случае налицо – осуждение, которое не приведёт нас ко спасению. Возможно, Господь этим падением прервал наши грешные мысли о ком-то?

Господь попускает разрушение храмов из-за маловерия прихожан, как, например, было в начале XX века. Люди ходили в церковь, внешне хранили посты, справляли праздники, а живую веру потеряли. Вспомните, как Господь ответил на восклицание учеников о Иерусалимском храме: «Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13: 2).

— А если ты шёл делать доброе дело и упал в лужу? Значит, не надо добрые дела делать?

Иерей Валериан:  Наши дела должны выражать любовь к Богу, а не любовь к себе. Совершая хороший поступок, не надо превозноситься, важно сохранять смирение. А мы, делая доброе дело, осуждаем тех, кто его не делает. Осуждение – форма зависти тем, кто пакостит, тех, кто не может себе этого позволить. Надо помнить, что наши добрые дела – наш долг: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Мы же даже к Евхаристии иногда относимся как к долгу Господа за наши посты и молитвы! Оттого и искушения после Причастия Тела и Крови Христовых случаются часто: «Я постился, я молился, а теперь, душа, «покойся, ешь, пей, веселись»» (Лук.12: 19).

Тяготение ко греху у нас колоссальное. Наша свобода – в добром расположении, в нашем выборе делать добро, в нашем усердии вырывать сорняки из огорода нашей души, а результат этой работы, духовный урожай – от Господа. У человеческой души есть три состояния: ниже естественного, когда мы грешим, естественное (природное) и сверхъестественное, к которому надо стремиться.  В деле спасения человек проходит несколько этапов, первый из которых – внешнее исполнение заповедей. Человек что-то делает или не делает из страха наказания, без веры и любви. Второй этап – внутренняя работа над собой, борьба с желанием осуждать других. Третий – видение своих страстей и их искоренение. Таким образом, надо не обстоятельства менять, а работать над собой. Однако не стройте иллюзий в отношении себя: в одночасье перестать осуждать не получится. Надо научиться быть отходчивым. Посмотрите на детей: только что они ругались, а через минуту опять готовы играть вместе.

— Как не совратить детей и вообще окружающих своим плохим примером? Мы не идеальны, а люди, глядя на нас, будут думать, что все христиане такие плохие.

Иерей Валериан:  Нужно молиться о ближних, которых соблазнили своим поведением. Господь терпит нас, ждёт нашего обращения, так и Церковь должна немощи немощных носить, как писал апостол Павел к Галатам:  «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (1Гал.6: 2). В конце концов, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). И борьба эта пожизненная!

— Значит, всегда быть настороже, всегда быть в состоянии духовной борьбы? А когда же отдыхать?

Иерей Валериан:  Иногда Господь даёт передышку, когда мы потрудимся. А если не трудились, то и не от чего отдыхать.

— Разве в таинстве Покаяния не прощаются грехи, от которых мы освобождаемся и, следовательно, можем отдохнуть?

Иерей Валериан:  После покаяния грех надо исправить, борясь с греховными привычками и навыками. Если большую часть жизни вы осуждали людей, то после Исповеди сможете сразу перестать? Молитва – это и есть просьба к Богу, чтобы Он нам помог в этой борьбе, укрепил нашу решимость. В молитве мы также исповедуем свою немощь и греховность, а если мы в молитве превозносимся как фарисей, то Господь может обличить нас неожиданными обстоятельствами, чтобы мы увидели свои страсти, познали свою несостоятельность, беспомощность и наконец-то смирились, как мытарь.

 

Текст подготовила Ангелина.

 

Добавить комментарий